Статьи о мототехнике

Статья предназначена для тех, кому нужны нестандартные (стандартные) изделия из алюминиевых сплавов (например, впускные патрубки для 2-х карбов на Юпитер, части для ЛК с цилиндра Совы, ручки сцепления и газа и пр.) с минимальными затратами. При литье самое сложное это изготовить форму или опалубку (т.е. то, во что заливают). Залить сможет и первоклассник. Поэтому в этой статье я основное внимание уделю изготовлению формы. С сырьем в нынешнее время есть по известным причинам некоторые затруднения. Я переплавляю ненужные (сломанные) изделия из алюминиевых сплавов от авто/мото деталей, от старых ЭВМ, и пр.. На худой конец можно купить на переплавку дешевые силуминовые вешалки (хотя сплав у них не ахти). Использовать чистый алюминий в виде проводов нет смысла – он слишком пластичен и не тверд, но его можно добавлять в расплав для получения определённых свойств отливки. Вообще, исходя из того, что вы хотите сотворить подбирайте материал с соответствующими свойствами.
Прежде чем изготовить опалубку нужно иметь модель будущей детали. Модель того что вы хотите отлить делается в частности из парафина, воска, и пр., но для ленивых я рекомендую пластилин (только охладите его в морозилке прежде чем покрывать цементом). Все дело значительно упрощается, если уже есть деталь (пускай сломанная) и нужна просто её копия. В таком случае она послужит моделью (отколотый участок можно дополнить пластилином). Как лепить писать не буду, думаю каждый знает. При изготовлении не забывайте делать запасы по толщине на возможную обработку. Не старайтесь воспроизвести все те тонкости конструкции, которые легко можно будет выполнить на готовом изделии (отверстия, вырезы и т.п.) – чем проще форма модели, тем качественнее литьё. Итак будем считать, что с моделью всё ясно.
В качестве материала для опалубки использую достаточно густой раствор цемента (цемент/песок=6/1, вода, соль по вкусу*). Достоинства выбора такого материала – удобство работы, дешевизна и доступность; основной недостаток – снижение прочности при нагреве, что требует осторожного обращения и не позволяет использовать одну опалубку для получения нескольких деталей. Есть предположение, что у гипса таковой недостаток отсутствует, но я не проверял.
В зависимости от того, что вы хотите отливать рационально изготавливать различные виды форм.

1. Необходимо отлить простую деталь. Для этого в растворе цемента делается отпечаток модели. После её извлечения из раствора и его затвердевания можно непосредственно отливать.

Нестандартные изделия из алюминиевых сплавов для мотоцикла

Советы:
- на будущее ознакомьтесь с рис.1;
- делать модель и форму лучше в домашних условиях;
- модель погружается в форму глубже, чем нужно (лучше потом сточить, чем недолить);
- если модель из твёрдого материала, то вытащить её после затвердения цемента довольно затруднительно;
- форма перед литьём выставляется горизонтально;

2. Деталь посложнее. Для неё необходимо изготовить составную опалубку. Как это делается понятно из рис.2.

Нестандартные изделия из алюминиевых сплавов для мотоцикла

Этот способ (в отличии от следующего) более сложен, но он позволяет рассмотреть внутреннюю поверхность формы, убрать обнаруженные дефекты, внести небольшие изменения. Также позволяет использовать модель сделанную из любого материала. После создания первой половинки опалубки, дайте затвердеть цементу хотя бы сутки, затем делайте вторую. Чтобы две половинки не слиплись необходимо на первой все места контакта покрыть слоем парафина (натереть небольшим куском, затем поднести зажигалку – парафин растечется тонким слоем по цементу; можно использовать предложенный, если не ошибаюсь sergio, способ: растворить парафин в ацетоне и покрыть раствором). Буртик на первой половинке формы делается для предотвращения смещений половинок после извлечения модели. Не делайте его симметричным, половинки должны плотно соединятся только в единственном положении. Диаметр заливочного отверстия около 1см, отверстия для выхода воздух – 2-3мм. У сложной формы может быть несколько отверстий для воздуха (они нужны для предотвращения воздушных пробок). Для изготовления отверстия под выход воздуха подойдет деревянная палочка, обязательно заточенная под конус (иначе не вытащите), острый конец втыкается в верхнюю точку модели. Отверстие под заливку – из пластилина, по форме похоже на воронку (чем выше воронка тем лучше). При литье заливать до верху воронки при этом увеличится давление алюминия внутри опалубки, что исключит появление раковин, улучшит заполняемость формы и создаст лучшую микроструктуру отливки.
Советы:
- см. подходящие советы пункта 1;
- ознакомьтесь с рис.2;
- модель из твердого материала для лучшего извлечения натереть парафином;
- отливать всегда в хорошо разогретую форму, иначе алюминий при контакте с холодным цементом быстро застынет и не полностью заполнит форму;
- при разогреве формы, её желательно чем-нибудь покрыть, чтобы внутрь не чего не попало (если попало, то раскрыть форму, продуть и снова закрыть);
- после разогрева форма ставится на землю и вокруг "по горло” засыпается песком, на песок кладутся камни (все это нужно для того чтобы во время заливки опалубка не раскрылась и алюминий не потек в щель);
- после дать отливке полностью! остыть (при этом лучше не поливать водой) и только затем разгрести камни и песок;

3. Деталь практически любой формы. Здесь применяется так называемый способ – литьё по выплавляемым моделям (этот способ, наряду с другими, используют на производстве и по сей день, только конечно не с цементом – эх узнать бы с чем). Суть его заключается в следующем: модель изготовленная из воска или парафина полностью покрывается слоем цементного раствора (за исключением заливного отверстия и отверстия (отверстий) для выхода воздуха). После затвердевания полученную форму нагревают, при этом модель расплавляется и вытекает. В итоге получается готовая опалубка в которую можно лить алюминий.
Советы:
- см. текст и большинство советов пункта 2;
- покрывать достаточно толстым слоем цемента (2-3см);
- дать расплавленной модели вытечь полностью, затем еще погреть для полного испарения, иначе при отливке может выбросить фонтан из паров парафина и алюминия или получаться раковины;
- с пластилином не пробовал (возможно, что часть его при расплавлении превратится в сажу);

Для расплавления алюминия я развожу костер из дров (если из веток, то толстых). Плавлю в жестяной банке у которой делается носик как у кувшина (он не позволяет оксидной пленке попасть в форму), и отгибаются края для удобного захвата плоскогубцами. Банку ставлю на два предварительно уложенных кирпича посреди костра. Её беру пассатижами при этом на руку одеваю старую кожаную перчатку, которую предварительно обливаю водой. Расплавленный алюминий покрыт плёнкой окислов. Размешивать её и пытаться извлечь – ненужно, если отливать аккуратно, то в форму она не попадет.
Появились рац. предложения: использовать для плавки муфельную печь (shes) или паяльную лампу + уголь (Igi2003)
Если у кто-то есть вопросы и сомнения по прочности, то прежде чем их приводить посмотрите: форум/технические вопросы/литье из алюминия.





Главная сайта || Avto || Avto1 || Avto2 || Moto || Moto1 || Moto 3 ||


facebook    twitter    vk Яндекс.Метрика




Обратная связь

Feedback